Движение "Токсовские озера" подготовило квалифицированный отзыв на проект…

Движение «Токсовские озера» подготовило квалифицированный отзыв на проект железнодорожного обхода Петербурга, который должен пройти от Павлово-на-Неве до Лосево-1. Дорога пройдет по берегам 19 (!!) озер и разрежет на части чудом сохранившийся вблизи мегаполиса большой лесной массив — т.н. Ржевский полигон. Но самое главное — никому не понятна экономическая целесообразность этой стройки. Не секрет, что товарооборот в районе Карельского перешейка (основную часть которого составляли нефть, нефтепродукты и лес, вывозимые за рубеж), в последние месяцы схлопнулся. Знаменитая дорога «Лосево-Каменногорск», которую строили с 2012 по 2018 гг., потратив на нее 120 млрд рублей и вырубив тысячи Га лесов, сегодня откровенно недозагружена. Спрашивается, зачем рубить еще, зачем отравлять и застраивать озера (понятно, что вслед за дорогой там появятся и коттеджные поселки), если экономике это не нужно? Мы скажем, зачем: дело в том, что в бюджете есть еще невычерпанные «карманы», и лобби желдор-строителей очень хочется успеть их освоить, «пока не началось». Как, собственно, оно было и с дорогой «Лосево-Каменногорск»: проект делали на базе экономических обоснований от 2006 года (!!), когда фиксировалась максимальная цена на нефть. И, несмотря на то, что уже в 2012 году она сильно упала и продолжала падать весь период строительства, обоснования не поменяли! Это — вредительство, преступный олигархический сговор, заложником которого становится наша природа.
Полный текст отзыва — ниже.
«На официальном сайте ФГИС ТП РФ размещён проект северо-восточного железно-дорожного обхода Санкт-Петербурга, предполагающий строительство в Ленинградской области электрифицированной двухпутной железно-дорожной колеи от ст. Павлово-на-Неве до ст. Лосево-1.
Предлагаемая разработчиками проекта трассировка является не только крайне неудачной, но и вредной с точки зрения воздействия на окружающую среду юго-западного Приладожья и южной части Карельского перешейка как во время строительства, так и в течение всего срока эксплуатации.
Наша общественная организация выражает своё несогласие с предлагаемым проектом и даёт ему отрицательный отзыв по следующим причинам:
Концепция по развитию железнодорожной инфраструктуры в целях организации пригородных и внутригородских пассажирских перевозок в Санкт-Петербургском железнодорожном узле, одобренная Правительствами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, утвержденная ОАО «РЖД» 29 апреля 2020 г. № 597 является в настоящий момент устаревшей и требует актуализации.
Экономическую целесообразность проекта мы считаем необоснованной в связи с кратным падением в последние годы валового объёма железнодорожных грузов, направляемых из глубины территории РФ в сторону государственной границы с Финляндией и портов Высоцк, Выборг и Приморск.
Строительство новых портовых мощностей в районе Выборга-Приморска-Высоцка в связи со сложной международной обстановкой в ближайшем обозримом будущем находится под вопросом.
В материалах обоснований утверждается, что прохождение новой железнодорожной линии северо-восточного железнодорожного обхода СПб. запроектировано с учетом планово-высотного положения, анализа документов территориального планирования и ограничений использования территории, однако не учитывает прохождения трассы в непосредственной близости в населёнными пунктами и садоводческими товариществами: Проба, Лехтуси-парк, Вуолы, Замостье, Петровское, Ольховка, СНТ «Лазурное-2», СНТ «Светлица», СНТ «Пирит-1», СНТ «Озёрное», СНТ «Хрустальное», СНТ «Защита», СНТ «Лесная поляна», СНТ «Матокса», СНТ «Изумрудные горки», СНТ «Никитолово», СНТ «Турышево», СНТ «Пески-ЛМЗ», СНТ «Пески-ВНИИРА», СНТ «Пески-3», что безусловно окажет негативное воздействие на местных жителей и садоводов, которого они в настоящее время не испытывают.
Предлагаемая проектом трассировка проходит прямо по береговым линиям малых водных объектов – озёр и карьеров Всеволожского и Приозерского районов Ленинградской области, являющихся основой экосистемы южной части Карельского перешейка, ареалами обитания и воспроизводства флоры и фауны, в том числе – краснокнижной — и излюбленными местами отдыха и круглогодичных занятий спортом миллионов жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Трасса проложена по береговой линии: озера Большое (Всеволожск), Пугаревского карьера (Всеволожск), Кузьмоловского карьера (Кузьмолово), озера Хепоярви (Токсово), озера Кайгаслампи (Токсово), Ново-Токсовских карьеров (Новое Токсово), озера Мустаярви и озера Хенеярви (Новое Токсово), озера Воякоярви, озера Кортелампи, озера Змеинка, озера Паскоярви, озера Сенное, озера Сиркиярви, озера Кивиярви, озера Большое Медвежье, озера Прохладное, озера Петровское (Петровское). Все перечисленные озёра являются малыми и очень малыми, мелководными, сточными или проточными, обладают низкой самоочищающей способностью и являются особенно чувствительными к воздействию антропогенному и техногенному воздействию, что подтверждено официальными научными исследованиями.
Предлагаемая трассировка проложена прямо по болотным угодьям:
Песочное, Чистое, Каменка, Гладкое, Кошкинское, Цыганское, Софоловское, Гражданское, Большое, питающим все без исключения малые водные объекты бассейна рек Невского бассейна – Дубровка, Чёрная, рек и ручьёв Ладожского бассейна – Лепсари, Морье, Рагозинка, Погосенная, Вехкоя, Мустаоя, Локсарынйоки, Авлога, Ватийоки, Саркоя, Кивиоя, Вьюн, Кожица, Лосёвка, Лосиный, Тихий, Ржавец, Гладыш, Сосновка, Петровка и многочисленными протоками между озёрами, составляющими кровеносную систему природной гидросистемы. Часть рек и ручьёв являются нерестовыми, т.е.
особо охраняемыми. Обоснования проекта никак не учитывают сложнейшей гидрологической обстановки территории трассировки (https://fpd.lenobl.ru/app/5/layers). Засыпать протоки, ручьи и реки строго нельзя, это приведёт к непредсказуемым последствиям, среди которых могут быть как исчезновение болот и озёр, засыхание и деградация лесов, эрозия почв, так и наоборот – ускоренное заболачивание и подтопление дорог, коммуникаций, лесов, населённых пунктов.
Проектируемая железно-дорожная линия во многих местах проходит прямо по объектам особой природоохранной ценности, часть из которых является малонарушенными лесами, часть — предлагалась научным сообществом к включению в состав созданных ООПТ (кластер «Озёра Хепоярви-Воякоярви» ООПТ «Природный парк «Токсовкий»), часть – входит в проектируемые ООПТ (ООПТ «Заказник «Приневский», ООПТ Заказник «Ореховский»), включённые в соответствующие схемы территориального планирования ЛО. Причём предлагаемая трассировка разрезает планируемый Заказник «Приневский» ровно пополам. Можно ли в данном случае вообще говорить о сохранении природы? А между тем целями создания Заказника «Приневский» являются: сохранение естественных природных комплексов Приневской низменности, сохранение лесов на берегу реки Нева с участием широколиственных пород и их травянистыми спутниками, прибрежных кустарниковых зарослей на берегу реки Нева как участка массового пролета мигрирующих воробьиных птиц, сохранение болот, в том числе массива болото Песчаное – болото Чистое с окружающей их лесной территорией, а также верховых и переходных болот северной части как места обитания, размножения и стоянки в период сезонных миграций куликов, места обитания и размножения тетерева и глухаря, сохранение урочища Мокрый Луг как места гнездования видов куликов, занесенных в Красные книги различных рангов, места потенциального гнездования черного коршуна, места стоянок ряда видов птиц в период сезонных миграций, сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, животных и других организмов (https://arch.lenobl.ru/ru/news/53660/).
В материалах обоснования проекта сказано, что реализация обхода улучшит качество жизни населения, с возможностью организации тактового движения диаметрального пригородного и внутригородского маршрута Д2 (Гатчина Варшавская – Тосно), экологическую обстановку в городе, активность жилищного строительства, создаст пространственное развитие территории. Обещается, что прямые эффекты от реализации проекта на развитие города Санкт-Петербурга и Ленинградской область выражены в следующих показателях эффективности: выручка от индивидуального спроса, повышение транспортной безопасности; эффект от возникновения индуцированного спроса; создание новых рабочих мест; агломерационные эффекты, повышение региональной занятости. Следует отметить, что все перечисленные эффекты частично являются для населения Всеволожского и Приозерского районов ложными (улучшение качества жизни, ещё бОльшая строительная активность, при том, что уже сейчас население Всеволожского района приближается к 600 тысячам человек!), частью являются декларативными (пространственное развитие территории, рост занятости, выручка от индивидуального спроса,
агломерационный эффект), не подтверждены никакими, даже примерными, расчётами, и по нашему мнению являются в настоящее время недостижимыми.
Мы считаем, что реализация проекта в предлагаемом виде ставит под угрозу существование лесов, уникального камового рельефа и водных объектов Всеволожского и Приозерского районов ЛО, угрожает экосистеме ближайших северных пригородов Санкт-Петербурга, нарушает конституционные права граждан, проживающих в районе трассировки обхода и имеющих там дачные участки, на благоприятные условия жизни и отдыха».


Региональная геоинформационная система Ленинградской области
Source: vk feed