Насчёт развития.
При упоминании проекта «УПК» и других портовых комплексов часто употребляется слово «развитие». «Развитие экономики …, транспортной инфраструктуры…, социальное развитие…».
Звучит, как будто бы, солидно и убедительно.
Давайте разберемся. Развитие – это когда становиться лучше, чем было раньше. В советское время градообразующим предприятием для Приморска был филиал КБ Энергомаш. Испытательная база для ракетно-космической техники (испытания-один из важнейших этапов создания техники). На предприятии трудились высококвалифицированные специалисты. Почти все многоэтажные дома, школа, детские сады, больница, очистные сооружения, а также стадион в Приморске были построены в то далекое время.
Потом СССР развалили и приморский филиал КБ прекратил существование. Работы, требующей высокой квалификации, в общем-то не стало.
Вернемся в наши дни. Вот придумали такой проект для Приморска- гигантский перегрузочный комплекс. Уголь и удобрения в огромных количествах должны подвозить по железной дороге и перегружать на суда, которые отвезут это за три моря. Миллионы тонн в год сыпучих грузов. Облака пыли на километры вокруг. Под этот комплекс уже вырубили тысячу гектар леса, надо прокопать фарватер, углубить дно залива, построить порт. Перемены налицо, но разве это перемены к лучшему? Кому станет лучше от таких перемен?
Это называется- экспортно-сырьевая экономика. Продается за рубеж нефть, газ, лес, уголь. Все это – сырье. Его не надо изобретать, проектировать, производить. Надо только извлечь из недр земли или срубить в лесу, погрузить и отвезти. Всё. Для этого не нужно много работников (если только не пилить и не копать вручную). Стоит сырье во много раз дешевле готовой продукции, поэтому для получения большей прибыли его надо «гнать на экспорт» в больших количествах. И страна постепенно превращается в безлесную пустыню с дырками в земле. Строится будет только то, что необходимо для транспортировки сырья к побережью и для погрузки на суда. Это трубопроводы (в порт Приморск уже протянуты), дороги и сам порт. Это и есть «развитие транспортной инфраструктуры». Много ли рабочих мест в порту? Насосы качают нефть, транспортеры будут грузить уголь. В основном работает погрузочная техника. Конечно, её надо кому-то обслуживать, и все это надо охранять. Но много платить за это не будут (работа не очень сложная). Поскольку потребность в кадрах высокой квалификации невелика, то наличие многочисленного образованного (а также -здорового и культурного) населения не является необходимым (с точки зрения владельцев такого бизнеса). Поэтому ожидать великих социальных благ не стоит.
Какие альтернативы?
Карельский перешеек всегда был рекреационной зоной для промышленного Петербурга (Ленинграда). В начале 20 века здесь были виллы, дачи, приезжала на отдых царская семья. Для княжества Финляндского эти края были чем-то вроде Крыма. Летом залив хорошо прогревается, есть отличные пляжи. Сосновые леса дарят живительный воздух. Южное направление сейчас не очень привлекательно для отдыха. А ведь и детям и взрослым надо где-то отдыхать. Петербуржцы, измученные мегаполисом, едут отдыхать именно сюда.
На вопрос –«Что Вы имеете против порта?» хочется задать встречный вопрос: почему «инвесторы» выбирают экспорт сырья для получения прибыли? Почему не производство, скажем, электронных микросхем ? В условиях санкций наша страна должна сама производить все необходимое. А ситуация на сегодня такая, что отечественной техники и оборудования почти что и нет. После развала СССР отечественные предприятия стали закрываться, а сложная техника вся покупалась за границей за нефтегазовые деньги. В настоящее время большинство техники, работающей в нашей стране: двигатели, автомобили, станки, компьютеры, все это -продукция зарубежного производства.
Для обеспечения своей страны всем необходимым нужны собственные, хорошо развитые промышленность и сельское хозяйство. Настоящее развитие идет там, где есть производство, а не торговля сырьем. Производство, даже самое простое, – это созидательный процесс, он начинается с проектирования. А еще производство даже одного изделия требует наличия целой цепочки других производств. Для сборки оборудования нужны винты, болты, провода. В процесс вовлекается значительное количество работников. Нужны кадры, которые, как известно, «решают всё». А для того, чтобы были такие кадры, нужны образование и культура. При такой экономике природные ресурсы идут на развитие своей страны, а не чужой. Так и было у нас раньше (примерно до 1991г.)
В общем, давайте планы «развития» сначала изучать и обсуждать, прежде чем этот термин повторять, как магическое заклинание.
Обсудим?
Александр Ловчиков
Source: vk feed